1218
Как перестать бояться оперы и начать в неё ходить

Не стоит думать, что опера подходит только завзятым меломанам, которые готовы часами внимать, как тучные люди в пышных костюмах громко и неразборчиво поют, стоя в неподвижных позах. В сегодняшнем оперном театре есть не только что послушать, но и на что посмотреть, и о чем задуматься.

Долой стереотипы!

Кажется, что опера — это нудно и непонятно? Отнюдь. Сегодня в большинстве оперных театров есть титры, благодаря которым зритель может следить за текстом опер, на каком бы языке они не исполнялись. При этом нужно еще и слушать музыку, и воспринимать то, что происходит на сцене — а в опере бывает и огромная массовка, и все современные театральные спецэффекты. Скучно точно не будет, ведь внимание оперного зрителя проделывает огромную работу. К тому же сейчас много молодых, подвижных и артистичных певцов, причем не только среди звезд. Например, постановки московской «Геликон-оперы» по зрелищности приближаются к бродвейским шоу: хор там умеет петь и танцевать одновременно.

Но главное в опере — не фантазия постановщиков и не виртуозность исполнителей.

Стоп, вы сказали, там еще и дирижёр есть? И он тоже фигура?

Дирижёр, безусловно, очень важен: он руководит игрой оркестра и пением вокалистов. Но чтобы обычный зритель оценил работу дирижера, тот должен быть или очень хорош, или очень плох. Сегодня в России нет такого оперного дирижёра, чьё имя на афише стало бы гарантией качества спектакля, даже если это имя Валерия Гергиева или Теодора Курентзиса. Тем более стоит обращать внимание на иностранцев, приезжающих на конкретные постановки: да, среди них может оказаться ремесленник Андреа Маркон («Альцина» в Большом театре), но может и безупречный Кристофер Мулдс («Роделинда» там же).

Чего ждать и чего опасаться?

Оперные театры стараются готовить зрителя к предстоящему спектаклю. Как правило, перед спектаклем можно купить буклет, где будет краткое содержание оперы, историческая справка и высказывания постановщиков. В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловском театре и Пермской опере перед премьерами регулярно устраивают публичные лекции и встречи с постановщиками. Но в большинстве театров до прихода на спектакль зрителю доступны только отзывы в прессе и социальных сетях и фотографии. По одним фотографиям судить никогда не стоит — сценограф в оперном театре, как и певец, сам по себе погоды не делает.

К отзывам тоже лучше относиться с осторожностью: оперная публика зачастую консервативна и осуждает то живое и свежее, что импонирует зрителю, лишённому стереотипов.

Например, академические круги возмутились тем, как Константин Богомолов поставил «Триумф времени и бесчувствия» Генделя в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко — а это спектакль по всем меркам выдающийся.

Так как выбрать спектакль?

Из фотографий и отзывов всё равно можно сделать выводы. Примерьте на себя: хочется вам смотреть красочную и развлекательную или лаконичную и строгую постановку? Хотите чинного зрелища, которое не будет отвлекать от музыки, или предпочитаете, чтобы режиссер вывел вас из зоны комфорта и заставил искать ответы на вопросы? Нужно иметь в виду, что одну и ту же оперу можно поставить так, что она будет подходить под любой из вариантов — «Травиата» Клаудии Шолти в Мариинском театре сильно отличается от «Травиаты» Франчески Замбелло в Большом театре, а по сравнению с «Травиатой» Роберта Уилсона в Перми и вовсе кажется другой оперой. Поэтому нужно смотреть, кто режиссёр постановки, что ещё он ставил и где. Известен ли он своим эпатажем или не прославился ничем? Молодых и неизвестных бояться не стоит: радикальность режиссёра с возрастом не связана, и российская молодёжь скорее осторожна. Зато малоизвестный и немолодой режиссер из-за рубежа должен вас насторожить: велика вероятность, что ему нечего будет сказать в своей постановке.

Текст: Екатерина Бабурина


10.08.2018 17:22

Комментарии и рецензии

На данный момент комментариев нет.




Подборки мест и событий